Суббота, 18.05.2024, 08:24
Приложение к Персональному сайту учителя истории и обществознания
Главная | Наши публикации | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Человек. Природа. Общество [2]
Социальная сфера жизни общества [3]
Экономическая сфера [1]
Политическая сфера [0]
Духовная сфера жизни общества [0]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Наши публикации » Обществознание » Социальная сфера жизни общества

Особенности юношеского общения (продолжение)
Сообщение | 19.01.2014, 21:46

Особенности юношеского общения.

Исследование общества показывают, что в юношеском возрасте возрастает внимание к личностным, внутренним психологическим качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам,  снижается. 

 

К возрастным сдвигам в восприятии других в равной степени относятся и самовосприятие , самосознание.  

Открытие "Я", своего уникального внутреннего мира, связано чаще с рядом психических  переживаний.  Вместе с осознанием ценности собственной личности, ее неповторимости приходит осознание чувства одиночества. Поэтому возрастает потребность в общении с одновременным повышением избирательности общения, поскольку не каждому юноша может доверить свой внутренний мир. Время от времени часто проявляется потребность в одиночестве, желание побыть наедине с самим  собою.

В юношеском возрасте ситуация формирования "Я" такова: ориентация одновременно на нескольких значимых других делает  психологическую ситуацию неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной. Неосознаваемое желание избавиться от детских или навязанных взрослыми идентификаций активизирует рефлексию и чувство неповторимости. Именно поэтому для юности характерны чувства и страх одиночества.

С другой стороны, представление о себе в юности обусловлено групповым образом "Мы" - образом типичного сверстника.

Присущая юношеским группам избирательность в общении и жестокость к "чужакам", отличающихся цветом кожи, социального происхождения, вкусами, способностями, манерами и т.д., - это защита для чувства обезличивания и смешения .  Именно поэтому детали одежды, жаргон или жесты становятся знаками, которые отличают "своих" от "чужих" .

Максимальную роль в формировании их личности и моделей взаимодействия  играет уровень образованности и общей культуры родителей. Второе по значению и влиянию это состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Третье - это стиль взаимоотношений с родителями. Юноши стремятся быть с взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей, а не наставников.  

В юношеском возрасте автономия от взрослых и значение общения со сверстниками возрастает . Общая закономерность такова: чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будут складываться отношения со сверстниками. Максимум автономии они требуют в сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутри жизни, потребительских ориентаций. Поэтому психологи говорят не о снижении влияния родителей, а о качественных сдвигах в юношеском общении. 

Примерно такая же ситуация складывается и в учебном заведении. Поскольку формально старшеклассник сохраняет зависимость от преподавателей-взрослых, возрастает потребность в сверстниках, в идентификации с общей  массой ровесников. Отношение к преподавателям и учебного заведения зависит от нескольких факторов:

- от отношения к школе, гимназии, колледжа или училища как учреждения ;

- от отношения к будущей специальности, процесса обучения и знаний;

- от отношения к преподавателям и одноклассников

 

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем,  связанных со становлением и реализацией их как субъектов, отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на места для общения, которым отдается предпочтение, наряду с ориентацией  общения  дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеской дружбе четко проявляются коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, при этом дружба девушек эмоциональная. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность порождает болезненные трудности и напряженность во взаимодействии с близкими сверстниками .

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами, проявляется потребность в одиночестве. Коммуникативное одиночество - это общение с некоторым идеальным партнером, со своим Я, с воображаемыми лицами. Наедине юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-мечтах, преимущественно рефлексивных и социальных.


 

 

Источники:

1.Обществознание, профильный уровень, 10 класс, под редакцией

Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой.

2..http://psyera.ru/yunosheskiy-vozrast-110.htm

3. http://www.schooleduc.ru/soveti-psichologa/psichologiya-ranney-iunosti.html

4. http://kid.ru/problems/218.php3

5. http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st019.shtml

Добавил: Юля |
Просмотров: 3273 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск