Течения художественной литературы XX века
Большое влияние на литературу ХХ века оказало, оформившееся в прошлом веке, направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванных обстоятельствами из привычных условий существования.
Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг, А. Сент-Экзюпери и другие. В центре внимания их творчества – личность, ее судьба в меняющемся мире, внутренний мир, поиск смысла жизни. Их герой – человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к возвышенной любви. Главная его победа – над самим собой, героя можно убить, но не победить.
Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направлении в различных жанрах показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности английского писателя Р. Олдингтона, немецкого прозаика Э.М. Ремарка, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков.
К интеллектуальному реализму относится творчество А. Франка, Т. Маина, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, С. Льюиса, А. Кронина и других авторов. Их метод – создание произведений, показывающих широкую панораму общественной жизни в ее развитии через описание истории несколько поколений одной семьи («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси), биографии вымышленной яркой личности, как в «Американской трагедии» Т. Драйзера.
Писателям реалистического направления в целом свойственен гуманизм, сочувствие к страданиям людей, негативное отношение к насилию и социальной несправедливости. Многие из них принимали активное участие в социальной благотворительности, политической деятельности, отстаивали идеи активизации социальной политики государства.
Новые веяния в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст, А. Жид и другие писатели.
Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его, нашли отражение в экспрессионистском направлении в литературе. Так, австрийский писатель Ф. Кафка в своих произведениях показывает мир, в котором за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы. За ними просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствию оптимистической перспективы, показ незащищенность человека, его одиночества.
Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, нашла отражение и в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность, как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные дли реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети ХХ века.
Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894–1962), Л. Оруэлл (1903–1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866–1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876–1916), русский писатель Е.М. Замятин (1884–1937), обращаясь к теме будущего, создали романы предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые уже дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемы, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих, и управляемых.
Многие из предостережений авторов социальных антиутопий материализовались в странах. где у власти оказались режимы, установившие тоталитарный контроль над жизнью общества, в первую очередь духовной. В странах, именовавших себя социалистическими, отстаивался принцип партийности литературы. Он означал, что художественное творчество должно служить воспитанию человека, убежденного в правильности политики правящего режима.
Социалистический реализм должен был служить показу преимуществ централизованно управляемой экономики, коллективного труда под мудрым руководством партийных чиновников, разоблачать пороки буржуазного общества. Он упрощённо отражал мир, деля его на «своих, коммунистов, революционеров, пролетарские массы, и «чужим». К последним обычно причисляли представителей класса собственников, интеллектуалов. Социалистический реализм предлагал идеалистическую, одностороннюю картину общества, разрывая с традициями критического реализма.
Государство все более жестко контролировало издательства, типографии, превращая их в общественную (государственную) собственность. Существовало несколько объединений пролетарских писателей. Выделялись направления, определяемые как пролетарский реализм (Ф. Гладков. Ю. Лебединский); тенденциозный реализм (В. Маяковский); монументальный реализм (А. Толстой). Сохранил популярность жанр сатиры (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Негров). Некоторым писателям, считающимся классиками социалистического реализма (М. Шолохову. А. Серафимовичу, А. Фадееву и другим), удалось создать произведения, отразившие характер эпохи и вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
Источники:
1)Всеобщая история. 11 класс. Загладин Н.В.
2)http://www.countries.ru/library/twenty/lit20.htm
3)http://www.habit.ru/20/94.html
4)http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook046/01/part-002.htm
|