Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Первые семена христианства, по преданию, были занесены сюда еще в I веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа. Сохранившиеся христианские надгробия позволяют утверждать, что к началу IV века в Боспорском царстве уже имелась церковная община.
Памятники христианства сохранились и на территории Карачаево-Черкесии. На Рим-горе обнаружены каменный крест и греческая христианская надпись VIII в. В верховьях Кубани и Зеленчуков сохранились храмы, построенные по византийскому образцу. Обнаружены и другие памятники христианства - каменные и металлические кресты, погребения, совершенные по христианскому обряду, - головой на запад, с скрещенными на груди руками, почти без вещей.
В IV в. христианство, после объявления государственной религией Римской империи, значительно усилило свои позиции в Черноморских греческих колониях и, вслед за этим, начало более успешно проникать в среду населения Северного Кавказа.
Автор «Очерка горских народов» отмечал археологические памятники на Кяфаре в районе укрепления Надеждинского (аула Сидова), в месте слияния Кяфара и Бижгона – городище, статуи, укрепления. Аул Сидов располагался недалеко от устья р. Кривой, левого притока Кяфара. В этом же очерке находим упоминания о городище и храмах на Большом Зеленчуке, о Шоанинском храме, о развалинах церкви и могильнике между аулами Абатова и Трамова (очевидно, речь идет об Адиюхской церкви) [А.-Д. Г., 1860, с. 289 – 290].
В 1867 г. по Кавказу «с археологической целью» совершили путешествие братья Нарышкины. В своем очерке [Нарышкины, 1877, с. 325 – 368] они упоминают о Байтал-Чапканском кладбище, Каракентском и Хумаринском городищах, Сентинском храме и других памятниках. В северном Зеленчукском и Шоанинском храмах были произведены небольшие раскопки. В работе Нарышкиных имеются рисунки и планы храмов (Зеленчукского и Шоанинского), рисунки найденных в северном Зеленчукском храме вещей и другие иллюстрации. Работа Нарышкиных, так же как и статья А. Фирковича, не утратила своего интереса для археологов и в настоящее время.
Фреска Сентинского храма, XIX в.
В 1882 г. была издана карта археологических памятников Кубанской области, составленная Е. Д. Фелицыным.
На ней обозначены курганы в районах ст. Баталпашинской, Усть-Джегутинской, Джеганаса, сел. Джегутинского, Георгиевско-Осетинского. У аула Лоовско-Кубанского отмечен земляной или каменный вал; у Верхне-Николаевского – каменные кресты; севернее Хумары – укрепления и городища, к востоку от нее – башня; у Хумары «погребальные пещеры», т.е., очевидно, катакомбы.
Источники:
http://adygi.ru/index.php?newsid=12495
http://www.blago-kavkaz.ru/publikatsii/item/3024-k-voprosu-o-rasprostranenii-khristianstva-na-severo-zapadnom-kavkaze
http://mdyug.ru/viewtopic.php?f=49&t=73
|