Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Музыка отражает ценностные ориентации народа, тесно связано с его религией и светским бытом, поэтому она имеет важнейшее значение для постижения культуры адыгов.
шычепшын — традиционный струнный cмычковый музыкальный инструмент адыгов. Он использовался для аккомпанемента сольному и хоровому пению, часто в ансамбле с камылем и пхачичем. Сейчас трудно точно установить время появления шичапшина, но археологические материалы свидетельствует о наличии смычковых инструментов на Кавказе в I тысячелетии до н.э.
Замудин Гучев играет на шичепшине
Из группы духовых инструментов адыгов къамыль был самым распространённым и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Мастера, которые изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.
Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхачич, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхачич держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхачич нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нём принято играть мужчинам.Мастера, которые в прошлом изготовляли пхачич, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.
Со 2-й пол. XIX в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился,во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.
Гармонь, шичепшин, пхъэцыч
|