В одном из залов
Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон
— «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела
собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.
Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых,
васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок.
«Троица» с момента своего
создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для
бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих
его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Он всю жизнь свою посвятил
созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще
при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками,
а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые
специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось
лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства.
"Страшный суд" А. Рублева.
Тема Страшного Суда – одна
из главных в средневековом искусстве, корнями уходящая в западную живопись, но
волновавшая и художников Древней Руси. И хотя многие русские иконописцы к ней
обращались, все же характер таких изображений оставался, по примеру европейских
мастеров, — антиномичным: праведники – с одной стороны, и грешники, палимые
геенским огнем и языками адского пламени, — с другой.
Многие труды русских
художников на тему Страшного Суда наводят ужас, они пугающие, отторгающие. Непревзойденность фрески«Страшного Суда»Успенского Собора города Владимира – в исходящей от нее
милости. Здесь нет ни плача, ни злобы, ни адских мучений – все пронизано
светом, радостью Встречи с Христом. Подобного еще не было. Сегодня мир будто
поделен, а у Андрея Рублева – соборность. Нет ни черных, ни белых; ни плохих,
ни хороших; ни богатых, ни бедных. Иконописец призывает к единству.
Апокалипсические звери, фреска из композиции "Страшный Суд".
И как не странно, тема
Страшного Суда, до Рублева только лишь разъединявшая, стала одним из выдающихся
воплощений союза и связанности людей.
"Никита-воин" Прокопия Чирина.
Еще одной выдающейся иконой
того времени была икона «Никита-воин» Прокопия Чирина.
Она происходит из
Благовещенского собора в городе Сольвычегодске. На обороте иконы сохранилась
датирующая надпись. Надпись, выполненная скорописью, сделана, возможно, рукой
владельца иконы – Никиты Григорьевича Строганова или его писца. Род Строгановых
ведет свое начало с XIV века. С XVII века им было пожаловано созданное для них
звание «именитых людей» (с правом называться по отчеству, как самому царю или боярину).
Строгановы осваивали новые земли, занимались промыслами, вели торговлю по всему
Русскому государству и за его пределами.
Святой воин Никита по
преданию жил в IV веке и проповедовал христианство среди готских воинов, за что
и был казнен.
Великомученик Никита –
патрональный святой Никиты Григорьевича Строганова – представлен в позе
предстояния Богоматери с Младенцем. На древних иконах небесные покровители
изображались прямолично, как бы исполняя непосредственно помощь молящемуся.
Небольшой по размеру памятник
свидетельствует не только о высоком мастерстве иконописца, но и о новых
тенденциях в русском иконописании, зародившихся на рубеже XVI–XVII веков. Это
изысканность колорита, «мелочность» письма (миниатюрность), утонченность и
изящество орнаментов, взаимовлияние художественных приемов каноничного иконного
письма и миниатюры печатных книг.
Икона «Церковь
воинствующая».
Икона была исполнена для
Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте
близ царского места. Замысел иконы связан и с конкретными историческими
событиями: как полагают большинство исследователей, она была исполнена в память
о взятии Казани русскими войсками в 1551 году.
Под предводительством архангела
Михаила на крылатом коне воины движутся тремя рядами от горящего города
(по-видимому, имеется в виду Казань) к увенчанному шатром Небесному граду
(Небесному Иерусалиму), стоящему на горе. Победителей встречают Богоматерь с
младенцем Христом и летящие навстречу воинству ангелы с венцами. Накануне
Казанского похода митрополит Макарий в своем послании в Свияжск обещал
отпущение грехов всем участникам похода и мученический венец погибшим за правую
веру. В таком случае воинов среднего ряда (они изображены без нимбов) можно
рассматривать как участников победоносного Казанского похода, возвращающихся в
Москву. Воины же, изображенные в нимбах, по-видимому, не только воины-мученики,
почитаемые христианской церковью, но и погибшие участники Казанского похода,
чей подвиг приравнивается к подвигу мучеников древности. По мысли создателей
иконы, они составляют единое Небесное воинство. Судя по многочисленным
историческим свидетельствам, современники видели в Казанском походе Ивана
Грозного, скорее, борьбу за утверждение и распространение православной веры. Не
случайно посреди войска на иконе представлен святой равноапостольный Константин
Великий в императорских одеяниях, с крестом в руках. По-видимому, в образе
Константина на иконе должен был символически присутствовать сам Иван Грозный,
воспринимавшийся как продолжатель его дела.
Тема распространения и утверждения
истинной веры дополнительно подчеркивалась присутствием на иконе первых русских
святых Владимира, Бориса и Глеба (они изображены почти сразу же за
Константином). Многофигурность и повествовательность композиции, необычный
формат доски обусловлены тем, что, по сути, это уже не вполне иконописный
образ, а, скорее, церковно-историческая аллегория, прославляющая победоносное
православное воинство и государство, выполненная в традиционных формах иконного
письма.
Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Одним из любимейших
иконописцев Ивана III был Дионисий. Дионисий – русский
иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик,
живший в XV веке. Родился великокняжеский
художник и «иконник» Дионисий, в семье знатного мирянина, в 1430-1440 гг.
Дионисий писал фрески и иконы. Согласно древнерусским летописям известно, что
Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских
княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III
Васильевича.
Собор Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи
глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных
метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из
росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что
видели в самом начале XVI. В арке Северного входа сохранилась надпись,
гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502
году, и что заняла эта роспись 34 дня.
Фрески Дионисия отличаются
необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью
пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не
только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы».
Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и
продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии
– «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены
темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер
изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную
осанку.
Новые тенденции в живописи в XVII в.
В 17 веке, в культуре России,
в том числе и в живописи, происходит процесс «обмирщения». Появились "парсуны", - портреты выдающихся деятелей того времени, также сценки из народного быта. Все больше и больше
в жизнь русского общества проникают светские мотивы. Россия встала на новый
путь, на порог новой эпохи своей истории, где доминировать уже будет светское искусство и идеалы Просвещения.