Особенности юношеского общения. Исследование общества показывают, что в
юношеском возрасте возрастает внимание к личностным, внутренним психологическим
качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, снижается. К возрастным сдвигам в восприятии других в
равной степени относятся и самовосприятие , самосознание. Открытие "Я", своего уникального
внутреннего мира, связано чаще с рядом психических переживаний.
Вместе с осознанием ценности собственной личности, ее неповторимости приходит
осознание чувства одиночества. Поэтому возрастает потребность в общении с
одновременным повышением избирательности общения, поскольку не каждому юноша
может доверить свой внутренний мир. Время от времени часто проявляется
потребность в одиночестве, желание побыть наедине с самим собою.
В юношеском возрасте ситуация формирования
"Я" такова: ориентация одновременно на нескольких значимых других
делает психологическую ситуацию неопределенной, противоречивой, часто
внутренне конфликтной. Неосознаваемое желание избавиться от детских или
навязанных взрослыми идентификаций активизирует рефлексию и чувство
неповторимости. Именно поэтому для юности характерны чувства и страх
одиночества.
С другой стороны, представление о себе в
юности обусловлено групповым образом "Мы" - образом типичного
сверстника. Присущая юношеским группам избирательность
в общении и жестокость к "чужакам", отличающихся цветом кожи,
социального происхождения, вкусами, способностями, манерами и т.д., - это
защита для чувства обезличивания и смешения . Именно поэтому детали
одежды, жаргон или жесты становятся знаками, которые отличают "своих"
от "чужих" . Максимальную роль в формировании их
личности и моделей взаимодействия играет уровень образованности и общей
культуры родителей. Второе по значению и влиянию это состав семьи и характер
взаимоотношений между ее членами. Третье - это стиль взаимоотношений с
родителями. Юноши стремятся быть с взрослыми на равных и хотели бы видеть в них
друзей, а не наставников.
В юношеском возрасте автономия от взрослых
и значение общения со сверстниками возрастает . Общая закономерность такова:
чем хуже, сложнее складываются отношения со взрослыми, тем интенсивнее будут
складываться отношения со сверстниками. Максимум автономии они требуют в
сфере досуга, развлечений, свободного общения, внутри жизни, потребительских
ориентаций. Поэтому психологи говорят не о снижении влияния родителей, а о
качественных сдвигах в юношеском общении. Примерно такая же ситуация складывается и
в учебном заведении. Поскольку формально старшеклассник сохраняет зависимость
от преподавателей-взрослых, возрастает потребность в сверстниках, в
идентификации с общей массой ровесников. Отношение к преподавателям и
учебного заведения зависит от нескольких факторов: - от отношения к школе, гимназии, колледжа
или училища как учреждения ; - от отношения к будущей специальности,
процесса обучения и знаний; - от отношения к преподавателям и одноклассников
Содержание и характер общения юношей со
всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со
становлением и реализацией их как субъектов, отношений в значимых сферах
жизнедеятельности. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в
жизни юношей. В старших классах происходят изменения в ориентации на места для
общения, которым отдается предпочтение, наряду с ориентацией
общения дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального
пространства (улиц, центра города). В юношеской дружбе четко проявляются
коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у
девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, при этом дружба девушек
эмоциональная. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные
возрасту требовательность и критичность по отношению к другому,
бескомпромиссность порождает болезненные трудности и напряженность во
взаимодействии с близкими сверстниками . В ранней юности сильнее по сравнению с
предыдущими возрастными этапами, проявляется потребность в одиночестве.
Коммуникативное одиночество - это общение с некоторым идеальным партнером, со
своим Я, с воображаемыми лицами. Наедине юноши и девушки проигрывают роли,
которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-мечтах,
преимущественно рефлексивных и социальных.
Источники: 1.Обществознание, профильный уровень, 10
класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М.
Смирновой. 2..http://psyera.ru/yunosheskiy-vozrast-110.htm 3. http://www.schooleduc.ru/soveti-psichologa/psichologiya-ranney-iunosti.html 4. http://kid.ru/problems/218.php3 5. http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st019.shtml
|